Где Стояла Русская Печь В Русском Доме

0
14

Галич Костромской История

история города Галича Костромской области

Черничный пирог

Русская печь в деревянном доме всегда была его сердцем. Вокруг печи всегда собирались всей семьей и проводили время. Русская печь обогреет и вкусно накормит. Проект русской печи в доме Проект русской печи из кирпича Проект барбекю с русской печкой Русскую печь выкладывают из полнотелого глиняного обоженного кирпича. Чаще всего такую печь.

Где Стояла Русская Печь В Русском ДомеФото взято с сайта history.galich44.ru

При такой конструкции при сжигании ? 0,5 куб. метров берёзовых дров (20 поленьев длиной в 1 м.), температура внутри печи достигала 300 — 350 С? и тепло сохраняется более суток, при этом стены печи оставались холодными, поэтому пешни часто строили во дворе в нескольких метрах от дома. Например, пешня у Василия Николаевича Сотникова стояла в 1,5 метрах от дома (улица Набережная, дом 125).

Отсюда напрашивается вывод – если итальянцы оставили у нас столько «следов», так почему же не принять, что и модель русской печи пришла из Италии, печь «по белому», то есть с трубой и в наших краях была усовершенствована для использования не только для выпечки хлеба, но и для обогрева жилищи и приготовления пищи.

Мария Ефимовна Сергеенко в книге «Помпеи» (Сергеенко М.Е. — «Помпеи», Москва-Ленинград, Издательство Академии Наук СССР, 1949.) так говорит об этих печах. «Помпейская хлебная печь в некоторых частях своих очень близко напоминает нашу русскую деревенскую печь Основной ее частью — печью в узком смысле слова — был конусообразный свод, сложенный из кирпича над подом, тоже кирпичным, выложенным на извести. Чтобы тепло лучше сохранялось, под кирпичи насыпали слой песку приблизительно в 10 см. В хороших печах над этим сводом выкладывали еще четырехугольную камеру, своего рода духовку, сохранявшую раскаленный воздух. Устье печи закрывалось железной заслонкой с ручками и выходило, как у нас, на широкий и длинный шесток, прикрытый сводом и опиравшийся чаще всего тоже на свод, под которым находилось обширное подпечье, где сушились дрова, а порой и овощи. Печь ставили обычно так, чтобы с одной стороны ее приходилась комната, где формовали хлеб, а с другой — хлебная кладовая. В боковых стенках шестка устраивались небольшие окна; через одно из них подавали на шесток хлебы для посадки в печь, через другое пекарь передавал уже готовые хлебы в кладовую, где хлеб остывал и хранился потом до продажи».

В трудах многих наших историков династия, личность или государство стоят на первом месте. Русская же нация, во всем ее историческом многообразии, для таких историков является неким холстом, на котором они живописуют свои общественно-политические теории. Не более.

Летописи свидетельствуют, что в XVI веке появились дымницы – деревянная труба на крыше, через которую дым из чердака выходил на улицу, на чердак дым попадал через отверстие в потолке. Топить «курную печь» было большим искусством, дым должен выходить из устья печи, тонкой полоской стелиться по потолку и выходить в волоковое окно или дымницу. У хорошей хозяйки стены в избе были чистые, сажей покрывался только потолок. Дым из печи не пропадал даром. Над потолком подвешивали сети для просушки, рыбу и мясо для копчения.

Вандыш — это слово было знакомо каждому жителю Рыбной слободы с детства. Этим словом назывался ёрш, маленькая колючая рыбка, в больших количествах водящаяся в Галичском озере, приготовленная по особой технологии. Эта технология и производство вандыша были изначально только в Галиче.

Российский климат никогда не предусматривал еврозиму. Поэтому количество заболевших простудой и больных туберкулёзом резко увеличилось. Разумеется, тогда уже были печи по-белому с кирпичными трубами и Пëтр I не лишил людей единственного способа отопления жилья.

Русская печь для пиццы в беседке

Еще раз говорю сам себе, что мы хорошие ремесленники в своем деле. Со мной работают лучшие мастера и люди. Спасибо. Барбекю сложена из полнотелого кирпича марки м-250 белого цвета. Кирово чепецкий кирпичный завод «Керамик» Функциональная варочная печь имеет функции: Варочная плита с кольцами под казан Мангал для шампуров Большая коптилка холодного копчения.

Где Стояла Русская Печь В Русском ДомеФото взято с сайта derevenka17-19.ru

Печь — пешня выкладывалась в рубленом сарае, размерами в плане 4х 6 аршин (2,84х 4,27 м.), под тесовой крышей. Внутренняя высота свода пешни составляла 1,5 арш. (1,06 м.) Сруб защищал печь от атмосферных осадков и дополнительно сохранял тепло стен печи. Со стороны шестка стена сруба отсутствовала. Полезная площадь пода пешни составляла, примерно, 18 кв. арш. (9,1 кв. метров). Свод пешни, толщина стен были сконструированы так, что всё тепло от сгорания дров концентрировалось на поду пешни с минимальными потерями. Под пешни делался из красного кирпича и покрывался слоем глины с ровной, почти зеркальной поверхностью (или делался полностью глинобитным) и имел небольшой уклон к челу (иногда называли ротком), то есть к входу в печь. Высота чела была 12 вершков (53,5 см.), ширина — 13 вершков (57,9 см.). Перед челом делали шесток, площадку для удобства обслуживания печи. В поду, для большей теплоёмкости, укладывали большие камни- валуны, коих было много по берегу озера. Сверху на свод печи насыпали толстый (до 50 см.) слой песка.

Что же происходило в конце IX века на краю христианской ойкумены, в новгородских пределах? Судя по всему, жизнь здесь в это время протекала обыденно. Об этом свидетельствуют находки на Городище. Поверх разобранной крепости Олега, в небольшой низине на краю городищенского холма, археологи нашли остатки нескольких печей, сменявших друг друга на протяжении десятилетий. Самая древняя печь датирована по остаткам бревенчатой ограды концом 890-х годов. Её размеры составляли 1,1х1,3 м; она была сложена из небольших валунов на глине и явно использовалась для выпечки хлеба. Подобные «летние» печи, вынесенные за пределы жилищ в противопожарных целях, хорошо известны в Финляндии, Польше, у других народов восточной Европы. Печи похожей конструкции на Городище возобновлялись на одном и том же месте несколько десятилетий, вплоть до второй половины X века.

Судя по археологическим раскопкам, историки утверждают, что хлебопечение активно стали вести три тысячи лет назад, во времена развития Триполя. Именно к этой культуре относились древние славяне. Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна. В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница. На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось. Во время раскопок были найдены глиняные таблички, на которых был изображён весь цикл изготовления хлеба.

В дореволюционной России внимание к северным областям Руси ограничивалось главным образом разработкой проблем, связанных с новгородской колонизацией, исследованием особенностей землепользования на Севере и т. д. Для решения их привлекались почти исключительно письменные источники. Они указывают на установившиеся к XI веку связи между славянскими племенами и Суздальско-Ростовской, а затем Новгородской землями (А. А. Кизеветтер. Русский Север. Вологда, 1919). Вскоре Новгород занимает довольно прочное положение в торговле с угро-финскими племенами. Уже к XIII веку в Новгородские земли входит Пермский край, а в XIV веке — Вятка. Отдельные отряды ушкуйников проникают за Урал.

Историки считают, что каменный очаг отапливал жилые дома вплоть до ХIV века, а после ещё долго использовали для топки Русской бани. Более того, современные банные печи также называются печь-каменка и по принципу действия схожи с древнерусскими каменными очагами.

На кладку варочной камеры, горнила или топливника обращают самое серьезное внимание и выполняют их из отборного кирпича. Особое внимание уделяют кладке свода 13. Боковые и заднюю стенки камеры кладут в 1/4 или один кирпич, переднюю стенку — в половину кирпича. Так как свод вверху наклонен к устью, то при устройстве последнего ряда над ним или верхней плоскостью печи перекрыши кладку над сводом приходится выравнивать, устраивая песчаную засыпку 12. В нижней части камеры (поде) 16 выпекают изделия из теста, ставят посуду с пищей. На 0,5 м2 пода можно одновременно выпечь 20-25 кг ржаного хлеба. В варочной камере с правой и левой сторон устья остаются стенки, называемые щечками или скулами 19. Для пода отбирают самый ровный, гладкий кирпич. Его укладывают на засыпку 17, которой заполняют колодец над настилом или сводом. Засыпка — это масса, накапливающая в себе тепло и равномерно прогревающаяся во всей своей массе под подом. Поэтому под хорошо пропекает хлебобулочные изделия с нижней стороны и различные запеканки. Засыпку производят сухим крупнозернистым песком, лучше смешанным с битым стеклом, или песком смешанным с гравием или щебнем. Однако над засыпкой из гравия или щебня следует выполнять выравнивающую засыпку из песка слоем 2-3 см. Под настилают с небольшим подъемом к задней стенке камеры на 3-4 см выше шестка, от которого подъем идет постепенно. Эти условия необходимы для лучшего притока воздуха к задней части камеры, чем обеспечивается более полное и равномерное сгорание топлива». («Конструкция русской печи» — http://www.mukhin.ru/stroysovet/stove&heaters/5_5.html)

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как Почистить Дымоход В Печи Частного Дома Своими Руками

К XIV веку появились оконца для дыма и деревянные трубы-дымницы. Это и стало называться топкой по-серому. Из деревянной трубы дым выходил уже охлаждëнный. Но риск возгорания от этого нисколько не уменьшился, потому что кровли часто делали из соломы. В сухую погоду от маленькой искры, случайно попавшей в трубу, можно было остаться без своей соломенной крыши над головой.

Посуда для русской печи

Ушкуйники это от слова «ушкуй» — речное парусно-весельное судно; двигались они по рекам, проникая в бассейн Волги и Камы. В 1360 году ушкуйники захватили город Жукотин на Каме. В 1366-м — Нижний Новгород, перебив там татарских и армянских (и, что греха таить, — и часть русских) купцов. В 1371 году напали на Кострому и Ярославль. В 1375 году разбили войско костромичей, захватили Кострому, Нижний Новгород и доплыли до Астрахани, где наконец были разбиты татарами.

Где Стояла Русская Печь В Русском ДомеФото взято с сайта rublitkom.com

«Сложный процесс освоения Новгородом новых земель нашел только отрывочное отражение в письменных источниках. Между тем большое значение пушной, рыбной и соляной торговли в Новгородской земле свидетельствует о тесных и постоянных экономических связях с отдаленными областями Новгородской земли. К сожалению, вопросы распространения, взаимодействия и связи с угро-финскими племенами, а также начала преобладающего влияния славянских элементов в жизни северных окраин не могут быть решены без детального археологического исследования. До настоящего времени нет даже карты археологических памятников северо-восточной Руси. Все это в значительной степени затрудняет изучение древнейшего периода истории Севера нашей страны». Этот вопрос отмечен в Сборнике по археологии Вологодской области. – Вологда, 1961 г.

К этому времени температура в пешне падает до 80-100С?. Женщина предварительно разгребает себе дорогу тонкой металлической лопатой — «подымалкой» на длинном черне, двигаясь в глубь печи, а затем, двигаясь спиной вперёд, переворачивает весь слой вандыша. Вся операция занимала минут 15, но требовала большой сноровки и здоровья.

Слово итальянское “конд”, ставшее в русском языке “кондовый”, “некондиция” и так далее, раньше, на первых порах, согласно Владимиру Далю относилось только к древесине, именно к лесу на корню потом “прилепилось”к тонкослоистому, крепкому, не с болота, лесу как материалу вообще, а затем — еще шире, и стало обозначать просто хорошее и плохое, в том числе и к “кондовым” старикам, крепким и румяньм как яблочко. А затем, когда лиственницу в Костроме всю вырубили, а железобетонных свай еще не придумали, стали пробираться на восток вслед за лиственницей, и добрались до Урала, и даже перешагнули через него в Ханты-Мансийский национальный округ, им встетилось такое обилие ровных как свечка лиственниц, что даже реку, в пойме которой находились эти чудо-леса, назвали рекой Конда, то есть “кондиция”, или то, что нужно. Притом здесь на карте есть даже обширная низменность, названная Кондинской. Сама Конда впадает в Иртыш, но верховье ее — река Тура и река Усьва практически стекают с одной горы, по разные ее стороны, только Усьва сразу догадались, что итальянцы хотели сказать не только “хороший”, но – “все как один”, или “один к одному”. Вот и подумайте теперь, как итальянское слово “кон” в дополнение к слову “баста” попало аж за Урал? уже относится к бассейну Волги».

Конечно, восточная Русь постепенно приспособилась к баням. Ещё Александр Невский, проведший юность свою в Новгороде, вернувшись в родной Переяславль, построил баню по новгородскому обычаю. Но после его смерти Великая княгиня Александра предпочитала мыться в хлебной печи. Об этом писал Балашов в своей книге «Младший сын».

На шесток (небольшая площадка перед горнилом) ставилась хозяйственная утварь, чтобы ухватом задвинуть ее в печь. Над шестком был патрубок, собирающий дым. Проем под шестком называли подпечек. Здесь хранились кочерга, помело, ухваты, сушились дрова, зимой там держали кур и поросят. В печке делали множество полочек и ниш для хранения посуды, делали маленькие углубления – печурки, в которых сушили рукавицы, носки, сушили спички.

  1. Дрова закладываются ближе к задней стенке горнила и разжигаются. Воздух на горение поступает сквозь внешнее окно шестка и устье топливника, причем двигается над подом камеры.
  2. Образующееся при сжигании тепло нагревает тело печи – боковые стенки, песчаную засыпку и лежанку.
  3. Легкие продукты горения поднимаются к своду топки. Уклон не позволяет газам сразу покинуть камеру – сначала они отдают тепло перекрытию, затем становятся тяжелее и вытесняются новым горячим потоком.
  4. Пройдя под сводом горнила, продукты горения выходят через верхнюю зону устья, поднимаются в дымосборник и покидают печку через дымоход.

«Русская история со времен Татищева и Карамзина создавалась по схеме: один народ — одна конфессия — одна династия. В соответствии с этой формулой все русские князья Рюриковичи с начала XIV века объявлялись жадными, ограниченными и реакционными правителями. Хорошими были лишь Иван Калита и его потомки, занимавшие московский престол. Они были „прогрессивными“ и поэтому оказывались всегда правыми, даже в конфликтах с родными братьями. Фактически история Карамзина и Соловьева — это история Владимиро-Суздальской Руси, переходящая в историю Московского государства. Новгородская республика, Великое княжество Тверское и Великое княжество Рязанское интересовали наших историков лишь в связи с историей Москвы. Аспекты русской истории, не способствующие прославлению рода Калиты, как, например, Смоленское княжество или ушкуйники, историками упоминались вскользь. По сути, на сегодняшний день мы имеем династическую, или в лучшем случае государственную, но никак не национальную, версию отечественной истории». Это отмечает в своей книге «Русь Новгородская» историк В.Г. Тулупов (Тулупов В.Г. – «Русь Новгородская, http://lib.rus.ec/b/239681/read).

Фотографии русских печей в деревенском доме

Бассейн реки Ваги до присоединения Новгородских земель к Москве почти полностью находился во владениях потомков новгородских бояр. Предания сообщают и о переселении сюда новгородцев после репрессий в царствование Ивана IV Грозного. В Устюжский край обычаи новгородской культуры принесли жители Халезских приходов; в другие места этого района имели место переселения с соседней Вятки, где существовала известная колония новгородцев, также издавна знакомая с традицией бани. Напротив, в тех районах Севера, которые заселялись преимущественно выходцами из Ростово-Суздальской земли, до последнего времени сохранялась традиция мытья в печах. Существующие и в настоящее время территориальные различия в «банных» традициях в определенной мере помогают восстановить некоторые детали истории заселения различных районов Севера.

Где Стояла Русская Печь В Русском ДомеФото взято с сайта kaminproekt.ru

Сказание о хождении апостола в Киев и Новгород оказалось крайне полезным в XVI-XVII вв., когда потребовалось защитить самостоятельность России в церковных делах. «Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол» – заявляли тогда на весь мир церковные иерархи. Не случайно и Петр Великий подарил российскому флоту флаг с изображением креста, на котором был распят Андрей Первозванный. И в наших краях до сих пор живёт утверждение, что веру христианскую в галичские земли принёс Андрей Первозванный.

В книге Л. Белова, В. Касторского и Н, Соколова «Галич» (Костромское книжное изд-во, 1959 г.) сказано следующее. «Другое дело – железная культура. Она выросла и развивалась на базе местных болотных и озёрных железных руд. Которых много в долине Галичского озера. Стоянка людей железного века обнаружена была против села Умиленье, на песчаной дюне, расположенной на северо-западном берегу Галичского озера. Эта стоянка была открыта археологической экспедицией 1945-1947 годов, возглавляемой М.Е. Фосс. Раскопки здесь дали возможность выяснить и древнейший на севере нашей страны способ выплавки железа в глиняных сосудах, поставленные в горящие костры очажных ям (так называемый очажный способ».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как Восстановить Печь В Старом Доме

Об этом говорит дошедшая до нас легенда. Авторы древнейших русских летописей отлично понимали насколько важно вставить «русское звено» в историю христианства. Так в «Повести временных лет» появилось Сказание о хождении на Русь апостола Андрея. В Сказании говорится, что приблизительно в середине I века н. э. Андрей Первозванный прибыл из Крыма на место будущего Киева и решил добираться оттуда до Рима северным путем – «из грек в варяги». Он благословил киевские горы, посулив им большое будущее, и поставил там крест. (Там тогда ещё даже и намёков на поселение не было). Пройдя дальше вверх по Днепру, Андрей оказался в новгородских пределах, затем посетил варягов и вернулся в Рим. И уже в Риме он поведал о странностях жизни новгородцев: «Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водой студёной и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают себе омовенье себе, а не мученье».

При сыродутном процессе железо добывали из широко распространенных и легко доступных залежей бурого железняка, озерных и болотных руд: металл восстанавливался из железной руды при температуре 800-900°С. Сыродутный способ, иногда называемый варкой железа, неэкономичен, но он долгое время оставался единственным и неизменным способом получения черного металла.

Мой знакомый печет вкусный, настоящий, здоровый хлеб. Планирует построить хорошую печь для выпечки. Скоро будет кормить людей своей продукцией. Сделал проект русской печи для кладки из кирпича. Печь будет смонтирована в мини пекарне. Печь будет загружена работой на целый день. Топиться может 24 часа в сутки. Количеством топок и заложенных дров, можно регулировать температуру в.

Поэтому, придя к власти, царь Михаил Романов приказал провести перепись яицких казаков. В его роду помнили, сколько вреда приносили ушкуйники московским князьям, оберегая новгородских купцов. Эта перепись была сделана в 1632 году. (Карпов А.Б. – «Уральцы. Исторический очерк», часть I, Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550- 1725 г.г.), Уральск, Войсковая типография, 1911 г.)

Курная печь, пришедшая от южных славян В XV-XVI вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, выполняли из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным. «В период интенсивного развития городов в XVI-XVII вв. русская техника достигла высокого уровня. Основным центром печного искусства и выучки мастеров печных дел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. была Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, изготовляющие печные приборы».И опять Москва, как говорят историки «История русской печи» — (http://mudraja.info/post166342551/)

Расположение печки в доме

«До 1478 года Новгород Великий был независимым. Существовала замечательная школа новгородских архитекторов и зодчих. Они строили дома в соответствии с вековыми традициями из местного камня. Московский князь Иван Третий разбил новгородское ополчение, разогнал вече, включил Новгород в состав Московского государства… В Новгород приехали новые хозяева — московские бояре и приказные дьяки. Они стали все переделывать на свой лад. Строить тоже стали по-московски — из кирпича. Там, где при раскопках в культурном слое камень сменяется кирпичом, — граница вольности Великого Новгорода. Ниже этой границы — вольный Новгород, выше границы — Новгород, вотчина московских князей» писал историк В.Г. Тулупов (Тулупов В.Г. – «Русь Новгородская, http://lib.rus.ec/b/239681/read).

Где Стояла Русская Печь В Русском ДомеФото взято с сайта udmddn.ru

Первая печь представляла собой сложенные без раствора камни с ложбиной для дров. Конструкция называлась – каменный очаг или печь-каменка. Археологические раскопки свидетельствуют, что подобная технология начала использоваться в IХ-Х веке нашей эры. Простейшая конструкция спасала от зимних холодов и позволяла дольше сохранять тепло в помещении с меньшей затратой дров, нежели при розжиге простого костра. Камни нагревались и после топки печи ещё некоторое время отдавали тепло.

«Рассмотрим детали простой обыкновенной русской печи, представленный на рисунке. («Детали обыкновенной русской печи», а — вид сбоку; б — вид спереди; в — в плане; г — по своду; 1 — подполье; 2 — деревянный настил; 3 — холодный печурок; 4 — шесток; 5 — окно шестка; 6 — чело или устье; 7 — газовый порог; 8 — перетрубье; 9 — вьюшка; 10 — задвижка; 11 — труба; 12 — засыпка; 13 — свод; 14 — варочная камера или горнило; 15 — перекрыша; 16 — под; 17 — засыпка под подом; 18 — зольник или очелок; 19 — щечки или скулы). Против шестка находится главная часть печи — варочная камера 14, которую также называют горнилом или топливником. В передней стенке камеры устраивают отверстие-чело или устье 6 прямоугольной формы или в виде свода шириной 500 и высотой 350 мм (могут быть и другие размеры), через которое в камеру закладывают топливо, ставят посуду с пищей. Устье устроено так, что над ним до верха камеры имеется стенка — газовый порог 7, благодаря которому в подсводном пространстве, расположенном выше устья, задерживаются горячие газы, которые полностью там сгорают и лучше нагревают печь в целом. Во время или после топки устье печи прикрывают заслоном или заслонкой нужной формы с ручкой посередине, чтобы из камеры уходило меньше тепла. В шестке с правой или с обоих сторон устья имеются впадины или отгороженные места — зольники, или очелки 18. Над шестком кладут стенки для образования щитка или перетрубья 8, то есть камеры в виде опрокинутого ящика, в котором собираются дым и горячие газы и оттуда прямо направляются в трубу. У улучшенных печей в перетрубьях имеется перегородка с отверстием, называемым хайлом, через которое дым и горячие газы направляются в трубу самоварника. В нижней части печи оставляют свободное пространство – подполье или подпечье 1 для хранения различного инвентаря. Подполье перекрывают кирпичным сводом, бетонными плитами, кирпичной кладкой по стальным балкам (уголкам), иногда деревянным настилом 2 из толстых досок или пластин, но так, чтобы они опирались на стенки кладки минимум на 50 мм (лучше 100 мм). По деревянному настилу обязательно укладывают двух- трехслойную войлочную изоляцию из вымоченного в глиняном растворе войлока обитого сверху кровельной сталью, которую предварительно окрашивают с двух сторон. Эта изоляция предохраняет доски от излишнего нагревания и предупреждает высыпание засыпки 17 из-под пода 16. Швы между бетонными плитами промазывают любым раствором.

«…сведения о Костроме, по недосмотру туда попавшие, вызывают тоже размышления. Там развито производство сыра, какового по всей России нет, за исключением “голландского” сыра, привезенного Петром. Там, оказывается, развито в деревне Красной ювелирное производство, словно это Венеция российская. Там имеется специфическая порода высокопроизводительных коров (костромская порода), каковых во всей остальной России нет. Там, как кочка среди болота, образовалось кожевенное обувное производство среди остальных просторов “русских лаптей”. Словно это тоже Италия попала в Кострому. О древней архитектуре Костромы не сказано ни слова. Однако есть картинка, на которой нарисовано древнее строение – почти точная копия вологодского строения, с итальянскими портиками, поддерживаемыми колоннадой вдоль дома – типично венецианские.

К этому времени под пешни чисто подметается берёзовым веником, смоченным водой. Веник на длинной палке назывался помелом. Оставшиеся угли сгребаются в левый передний угол пешни, который называется «жароток». Начинается «садка» пешни, то есть загрузка её рыбой. Обычно это происходило в19 часов. Загружалось 5 корзин рыбы. Корзины отправлялись в пешню сошкой, длинной палкой с сучком на конце. Рыба разравнивалась деревянными граблями. К этому времени внутри пешни температура достигала до 350С?. При такой температуре происходит быстрое выпаривание воды и слизи. То, что не успело превратиться в пар, как капли ртути, скатываются по наклонному поду из печи наружу. Пока из печи валит пар, заслонку не закрывают, дают возможность всей влаге выйти из пешни, после этого чело закрывают заслонкой.

Во время топки печи по-чёрному нужно было контролировать огонь и не давать ему сильно разгореться, иначе можно было угореть от дыма, или спалить избу. В сухую погоду часто возникали пожары, и в связи с этим в 1571 году царским указом было запрещено топить печь с весны до первых заморозков. Топить можно было только дворовые печи.