Большая русская печь — символ счастья и добра, а также героиня сказок
19 мая в нашей стране отмечался День русской печи. Корреспондент «Вечерки» отыскала один образец печи в Доме сказок на ВДНХ.
Происхождение русской печи
Как видно из последнего примера, на русскую печь и ее важность можно посмотреть не только в рациональном разрезе, но и иррациональном. Обряды и бытовая магия, связанные с ней, были немногим менее важны, чем ее практическое использование в быту. Потустороннюю ауру печь в народе обрела благодаря традиционным поверьям, связанными с огнем и его духами. В традиционных верованиях славян огонь считался одной из основных стихий мироздания, по этой причине их жизнь и быт с давних времен разворачивались вокруг очага — домашнего, прирученного огня.
Ее многофункциональность до сих пор поражает. Она предназначалась для выпечки хлеба, приготовления пищи, стирки, обогрева и поддержания тепла в доме. На ней можно было спать, и в ней можно было даже помыться. В сказках, какой ни будь, другой страны упоминается столь разносторонний помощник?
Какой нибудь другой предмет или агрегат был удостоен такого внимания и уважения? Вот почему образ печи, всегда символизировали достаток и уют.
С русской печью связано немало очень символичных суеверий. Например, углей из печи никому не давали – опасались, что уйдет достаток.
Говоря о конструктивных особенностях русской печи, важно отметить, что она могла варьироваться в зависимости от региона и традиций, а также от индивидуальных пожеланий заказчика. Тем не менее принцип устройства печей был во многом схож и диктовался стремлением к наибольшей рациональности. Фундаментом служило опечье, сооружаемое из скрепленных особым образом, без клеящих материалов, деревянных брусков, либо из более распространенных местных материалов. Растопка происходила во внутренней камере печи — горниле. Горнило можно назвать достижением народной инженерной мысли, ведь его выверенная с годами форма и пропорции позволяли осуществлять и поддерживать равномерный прогрев пространства в течение длительного времени.
Жизнь и быт традиционной русской деревни нельзя представить без русской печи. Она олицетворяет собой сердце деревенской избы. Еще в русских народных сказках русская печка выступала подобно живому существу, оберегающему человеческое жилище. Характерно, что во всех деревенских домах, которые мы посетили за время диалектологических экспедиций, слышали примерно одно и тоже: «Русская печка! Да, хорошая была печка. ».
Все это, реальное и вымышленное, практическое и декоративное, находится внутри печи, которая, согласно принятому определению, служит людям в основном для обогрева и приготовления еды. Тем не менее русская печь обладает гораздо большим количеством смыслов и применений, что определило ее особый статус и высокое место в восточнославянской культуре.
Еще совсем недавно русская печка грела, оберегала и лечила людей, в ней готовили еду и даже мылись. Но сейчас с кардинальным изменением условий жизни содержать русскую печку в доме не выгодно. Её заменяют плитой: «Вот только недавно развалили печку. Я свою развалил тока недавно, в прошлый год» (Тарасов В.В., с.Гильчин). Сельчане жалеют о разрушении русской печи, но, по их мнению, она занимает слишком большое пространство в деревенском доме и требует серьезных усилий по уходу и содержанию: «Была печка такая большая, она много места занимала» (Тарасова Т.И., с.Гильчин).
Часто именно русскую печь серьезных размеров использовали в качестве бани. После того, как печь тщательно протапливали, место, где прогорели дрова вычищали и выкладывали на него солому. Далее устанавливали чаны с водой и купались. Взрослые делали это самостоятельно, а стариков и детей помещали внутрь на специальной лопате.