Кран Маевского для чугунных радиаторов: описание, установка, способы эксплуатации

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой специальное устройство, используемое в системах отопления для удаления воздуха из трубопроводов и обогревательных приборов. Свое название устройство получило благодаря фамилии изобретателя Ч.Б. Маевского, предложившего его использование в 30-х года прошлого века. Раньше с этой целью повсеместно применялись обычные водопроводные краны, что приводило к частому нецелевому использованию потребителями горячей воды из системы. А это негативно сказывалось на ее функционировании.

Кран Маевского, по своей сути, является запорным клапаном игольчатого типа с ручным управлением. Он открывается с помощью обычной отвертки или спецключа.

Очень малое выпускное отверстие (не более 2мм) позволяет эффективно стравливать через него воздух, но неудобно при сливании достаточно большого объема горячей воды в бытовых и других целях.

Простота конструкции и удобство в использовании обеспечивает широкое применение этого крана в различных отопительных системах.

В каких случаях нужна установка крана Маевского

В открытых системах роль воздухоотводчика обычно выполняет расширительный бачок открытого типа.

Установка потребуется:

  • в отопительных системах, где происходит частое завоздушивание труб и приборов обогрева:
  • в системах отопления закрытого типа;
  • в двухтрубных горизонтальных системах – описание;
  • в полотенцесушителях и т.д.
При вертикальной схеме разводки системы в многоэтажном доме (более одного этажа) на радиаторах верхнего этажа установка запорного клапана тоже необходима.

Учитывая небольшую стоимость, надежность и практичность крана Маевского, его установка оправдана на любых приборах отопительной системы. Это позволит улучшить эффективность теплоотдачи обогревательных приборов и сократить расходы на отопление, особенно в автономных системах частных домов.

Автоматический клапан

Автоматический воздухоотводный клапан

Краны Маевского не применяются в магистральных системах центрального отопления по причине низкого качества теплонесущей жидкости.

Она приводит к быстрому засорению крана и необходимости его частой прочистки.

В системах центрального отопления нередко возникают мощные гидроудары в десятки атмосфер, что может привести к выходу кранов из строя.

Для центральной системы применяют специальные автоматические воздухоотводные устройства.

Конструктивные особенности

Конструкция крана достаточно проста. Она состоит из корпуса с калиброванным тонким отверстием и вкручиваемого в него запорного винта с конусной головкой. В корпусе имеется отверстие для выхода наружу воздуха.

Наружный конец запорного винта может быть выполнен в виде:

  • шлицевой головки под отвертку;
  • четырехгранной головки под специальный ключ;
  • ручки барашкового типа для отворачивания винта рукой.

В некоторых конструкциях внутри корпуса имеется отдельная воздухосборная камера с отверстием для выхода воздуха.

Снаружи корпуса выполнена стандартная резьба для установки крана в отверстие радиатора вместо пробки (заглушки).

Устройство крана Маевского

Устройство крана Маевского

Чтобы спустить воздух, запорный винт откручивается на половину оборота (можно на полный оборот). При этом открывается калибровочное отверстие, через которое воздух из радиатора сначала попадает в отверстие в корпусе крана, а затем выходит наружу.

После полного удаления воздуха запорный винт нужно закрутить до упора.

Технические характеристики

К основным техническим параметрам данного устройства относятся:

  1. максимально допустимое рабочее давление и температура в системе отопления;
  2. размер присоединительной резьбы;
  3. материал изготовления;
  4. вид управления.

Большинство кранов Маевского рассчитаны на рабочее давление до 15 атм. и температуру теплоносителя до 120°С.

Размер наружной трубной резьбы, посредством которой устройство устанавливается на радиатор, является стандартизированным и может составлять полдюйма, три четверти дюйма или дюйм.

Есть специальная модификация для старых чугунных радиаторов с небольшим диаметром корпуса и внешней метрической резьбой, при помощи которой клапан вкручивается в заглушку (пробку) радиатора.

Материалом служит металл с антикоррозийными свойствами (чаще всего латунь или сталь с хромированным или никелевым покрытием).

Для управления краном может применяться обычная отвертка, специальный четырехгранный ключ или рукоятка барашкового типа.

Виды кранов: какой лучше выбрать

Классический вариант крана Маевского

Это устройство с ручным управлением. Подходит для любых автономных систем.

Классический вариант пользуется большой популярность благодаря надежности конструкции, удобству эксплуатации и небольшой стоимости.

Автоматическая модель

Автоматический кран

Автоматический кран Маевского

Автоматический вариант крана Маевского имеет более сложную конструкцию.

Он выполнен из металлического цилиндра, в котором находится поплавок, связанный с игольчатым клапаном в верхней части клапана. При скапливании воздуха в полости цилиндра уровень теплонесущей жидкости уменьшается, поплавок опускается вниз и открывает отверстие игольчатого клапана, через которое выходит воздух.

Уменьшение объема воздуха в цилиндре приводит к повышению уровня жидкости, поплавок поднимается вверх и запирает выходное отверстие клапана.

Их лучше устанавливать в местах, где часто происходит возникновение воздушных пробок и когда доступ к ним для ручного управления достаточно затруднителен.

Такие модели очень требовательны к качеству теплонесущей жидкости, поэтому необходимо периодически проверять.

Краны с предохранительными клапанами

Предохранительный клапан защищает элементы системы от резких скачков давления.

При повышении давления более 15 атм. предохранительный клапан срабатывает и сливает лишний теплоноситель в канализацию.

Краны с предохранительными клапанами нужны в системах, где возможны скачки давления, особенно если в системе установлены пластиковые трубы. Кран защитит себя и другие элементы системы от выхода их из строя в результате гидроударов.

Процесс установки

Запорный клапан устанавливается в самых высоких точках системы отопления и/или непосредственно на батареях во время их монтажа.

В уже готовых системах установку устройства осуществляют в межсезонный период при неработающем отоплении или при его отключении и сливе теплоносителя из необходимого участка трубопровода (или батареи).

На радиаторах кран устанавливается в одном из верхних отверстий в корпусе вместо стандартной пробки (заглушки). Он должен располагаться со стороны, противоположной месту подсоединения радиатора к подающей линии системы, независимо от схемы подключения обогревательного прибора (сверху или снизу).

Для установки крана выворачивается пробка радиатора и на ее место вворачивается кран с соответствующим наружным диаметром резьбы. Для герметизации соединения используется резиновая или силиконовая прокладка, а также сантехнический лен для уплотнения резьбы.

На старых чугунных батареях стандартного типа кран устанавливается непосредственно в пробку. Для этого в ней высверливается отверстие и нарезается соответствующая резьба, после чего в него вворачивается кран с использованием герметизирующего материала.

Монтаж устройства необходимо выполнять таким образом, чтобы выходное отверстие в его корпусе находилось внизу и немного в сторону от стены для удобства использования сливной емкости при стравливании воздуха.

В труднодоступных местах, где использование отвертки для открытия крана затруднительно, применяют устройства с четырехгранной головкой для подсоединения спецключа.

Стравливание воздуха

Ключ для воздухоотводчика

Ключ для воздухоотводчика значительно упростит процесс

Признаком завоздушивания системы или приборов отопления является слабый или неравномерный прогрев их поверхностей при циркуляции горячего теплоносителя.

Для стравливания воздушных пробок необходимо:

  • подготовить небольшую емкость или тряпку для сбора выходящей из системы жидкости;
  • в системах с принудительной циркуляцией нужно предварительно отключить циркуляционный насос;
  • с помощью отвертки, спецключа или рукоятки начинаем отворачивать запорный винт крана до появления характерного шипения выходящего воздуха из отверстия в корпусе;
  • ждем, пока стравится весь воздух и начнет выходить равномерная струя теплонесущей жидкости, после чего заворачиваем винт до упора;
  • убедитесь, что из выходного отверстия в корпусе перестал поступать теплоноситель.

Альтернативное удаление воздуха из радиаторов

Помимо крана Маевского для чугунных радиаторов можно использоваться следующие приспособления:

1. Обычные водопроводные краны. Недостаток – большой расход теплоносителя при стравливании воздуха.

2. Выпустить воздуха можно путем ослабления резьбового соединения отдельных элементов системы. Для этого резьба постепенно раскручивается до начала выхода воздуха, после чего затягивается обратно.

Недостаток – ослабление герметичности соединений, что может в дальнейшем привести к протечкам.

3. Использование систем с расширительным бачком открытого типа, который выполняет функции воздухоотводчика. Такой способ не всегда достаточно эффективен, поэтому чаще всего на них дополнительно ставятся краны Маевского.

4. Использование в схеме с нижней разводкой подачи теплоносителя по стоякам специальных воздушных труб, продолжающихся за радиаторами верхнего этажа и соединяемых с централизованным воздухосборником.

Данный способ достаточно эффективен, но требует дополнительного расхода труб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *